Научно исследовательский институт комплексных
социальных исследований


Книги, монографии и статьи сотрудников и подразделений НИИКСИ

Ясюкова Людмила Аполлоновна. Психологическая профилактика проблем в обучении - развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003. – 384 с.

Монография основана на эмпирических, лонгитюдных и срезовых исследованиях, проводимых автором в течение последних 15 лет более чем в 30 школах Санкт-Петербурга. В этих исследованиях рассматривалось влияние различных программ и методов обучения на развитие учащихся, изучались возможности оптимизации обучения и развития детей, исходя из их индивидуальных особенностей. В монографии излагается опыт применения технологии оптимизации обучения и развития детей, который будет полезен школьным психологам, педагогам и заинтересованным родителям.





СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Современная система психологической помощи детям

2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)

2.1. Структурные компоненты ТООР

3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей.
3.2. Характеристика отклонений в развитии и поведении детей с ММД
3.3. Диагностика минимальных мозговых дисфункций у детей
3.4. Типы ММД. Диагностические критерии
3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ММД

4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
4.2.1. Скорость и точность переработки информации
4.2.2. Зрительно-моторная координация
4.2.3. Исследование памяти
4.2.4. Речевое развитие
4.2.5. Визуальное мышление
4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
4.2.8. Личностные особенности ребенка
4.2.9. Особенности эмоциональной сферы детей

5. Изучение и профилактика тревожности учащихся

6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
6.3. Анализ интеллектуального развития учащихся 3-6-х классов и прогнозирование их дальнейшей обучаемости
6.3.1. Навык чтения и профилактика дисграфии
6.3.2. Произвольность (или самостоятельность)
6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов

7. Личностное развитие и социализация школьников
7.1. Социализация учащихся через творчество
7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ДДЮТ
7.3. Характеристика развития учащихся ДДЮТ (за период с 1997 по 1999 г.)

8. Особенности интеллектуального и личностного развития старших подростков
8.1. Исследование развития школьников за период обучения с 8 по 10 класс
8.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7 по 9 класс

Литература
Приложения



Лаборатории НИИКСИ
На главную


   
УНИ    


191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 9 подъезд. Тел./факс: +7 (812) 274-08-97 Факс: +7 (812) 274-13-67