Функционирует с 1965 года

Научно исследовательский институт комплексных
социальных исследований



НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИОЛОГИИ СПБГУ



ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (К ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК)

Первый в стране Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (к истории отечественных социальных наук) НИИ комплексных социальных исследований был образован в Ленинградском университете в ноябре 1965 г. на базе уже

Б.Г. Ананьев

существовавших тогда в ЛГУ нескольких лабораторий. Идейно-научной основой его создания послужила концепция комплексного изучения человека и общества, принадлежащая выдающемуся отечественному психологу академику Б.Г. Ананьеву (1907-1972) [Данный факт засвидетельствован в "Книге рекордов Петербурга (всё самое-самое в истории и жизни города)" / Ред.-сост. Д.Шерих. СПб., 1995. С.151.].

В.Я. Ельмеев.

Это был первый в сфере социальных наук институт в нашей стране , его первым директором стал доктор философских, а позднее и экономических, наук, профессор В.Я. Ельмеев. В НИИКСИ работали такие известные ученые, как юристы А.С. Пашков, Д.А. Керимов и Л.И. Спиридонов, экономисты В.Р. Полозов и Б.Р. Рященко, социологи А.О. Бороноев, А.В. Дмитриев, В.Т. Лисовский, В.А. Ядов, создатель первых отечественных лаборатории и кафедры социальной психологии Е.С. Кузьмин, психологи Н.Н. Обозов, А.Л. Свенцицкий и основатель первой в стране кафедры культурной антропологии Ю.Н. Емельянов.

Б.Р.
Рященко

А.О.
Бороноев

В.Т.
Лисовский

В.А.
Ядов

А.Л.
Свенцицкий

Замечательным вкладом института в социальные науки была разработанная в нем в 1960-1970-х годах концепция и методика планирования социального развития промышленных предприятий и городов (В.Я.Ельмеев, Д.А.Керимов, А.С.Пашков, В.Р.Полозов, Е.С.Кузьмин, М.Н. Межевич и др.) , что и было отмечено государственной премией СССР и многими медалями ВДНХ (Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства) [2]. Это был своеобразный и весьма плодотворный ответ наших ученых на американскую концепцию "человеческих отношений", который также стимулировал развитие промышленной социологии и психологии и соответствующих служб на предприятиях. Многие годы ученые НИИКСИ проводили социологические, экономические, юридические, социально-психологические и комплексные исследования по заказам лучших предприятий и организаций нашего города и других городов страны, прежде всего в целях разработки планов социального развития отдельных предприятий и целых городов (от Мурманска до Баку и от Пензы и Орла до Ангарска). Достаточно сказать, что четверть века длился хозяйственный договор социальных психологов института с научно-производственным объединением "Светлана" (руководитель А.А. Русалинова). Разработки в сфере социального развития предприятий и городов, несомненно, способствовали гуманизации отношений и условий труда в промышленности и городских сообществах.

Значительный вклад внесли сотрудники НИИКСИ в разработку методов социальных наук. Помимо создания общей методики социального планирования развития коллектива промышленного предприятия, были разработаны новые методики наблюдения, контент-анализа, психодиагностики, эксперимента, социально-психологического тренинга [3].


Дворец Бобринских, ул. Галерная 60. Визит в НИИКСИ графа Н.А. Бобринского (2000 г.) Слева на право: директор НИИКСИ В.Е. Семёнов, проф. В.Т. Лисовский (бывший директор НИИКСИ), граф Н.А. Бобринский.


В 1980-х годах главной темой института стало комплексное изучение проблем городского образа жизни (А.С. Пашков, П.Н. Лебедев, Ю.А. Суслов, Л.И. Григорьева, Ю.И. Гревцов, В.Е. Семёнов и др.), были изучены активность, ценностные ориентации, нормы поведения и общения, установки горожан в различных сферах жизнедеятельности (трудовой, общественно-политической, бытовой, досуговой) [4]. В 1986-1987 гг. по заказу ленинградского горсовета сотрудники НИИКСИ с помощью других научных и культурных организаций города разработали "Комплексную программу по работе с населением по месту жительства" (науч. рук. В.Е. Семёнов), которая заложила основу для развития местного (муниципального) самоуправления в городе.

В конце 1980-х - 1990-х годах НИИКСИ стал инициатором и основным разработчиком концепции государственной молодежной политики (рук. В.Т. Лисовский), госпрограммы развития высшего образования в России, была спроектирована система целевой интенсивной подготовки специалистов в вузах, в которой решались проблемы гуманитаризации и гуманизации высшего образования (рук. О.В. Белых) [5]. Сотрудники института изучали экономическое сознание и поведение населения, социопсихологические аспекты национальных отношений, динамику правового сознания и поведения личности и проблемы духовно-нравственного развития личности в условиях перестройки и перехода к рыночной экономике [6], а также приняли самое активное участие в научно-исследовательской программе "Народы России: возрождение и развитие" (науч. рук. В.Т. Пуляев) и разработали программу поддержки и развития культуры в Ленинградской области (рук. П.М.Китаев).

Вместе с тем исследования в промышленности по известным причинам были свернуты. Новый отечественный бизнес пока нуждается разве что в узко маркетинговых, рекламно-пиаровских и менеджерско-манипулятивных прагматических исследованиях.

Тем не менее, в последние пятнадцать лет, несмотря на неблагоприятные тенденции в отечественной экономике и науке, недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских разработок (особенно в ВУЗах), в НИИКСИ проводятся новые исследования, в том числе по разнообразным грантам (РГНФ, РФФИ и др.), конкурсам и заказам, прежде всего, Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выпускаются монографии и сборники трудов сотрудников, постоянно проводятся научные конференции (например, Международная научно-практическая конференция "Человек и общество: тенденции социальных изменений", 1997; Всероссийские научно-практические конференции: "Образование и молодежная политика в современной России", 2002; ""Современные проблемы российской ментальности", 2005; "Экстремизм и СМИ", 2006, "Молодежь - позитивная сила развития российского общества", 2009). Осваиваются новые сферы духовной жизни, познания и культуры, так, начиная с 2000 года НИИКСИ совместно с Собором православной интеллигенции Санкт-Петербурга, СПб. духовной академией, Университетом технологии и дизайна и другими вузами города ежегодно проводят международные, всероссийские и межрегиональные конференции, посвященные сотрудничеству Православной церкви, общества и государства в различных сферах (например, "Православие и творчество", 2000; "Православие и молодежь", 2005; "Православие и власть: традиция и современность", 2007). Увлеченно работает институтский методологический семинар (рук. Р.А. Зобов), сотрудники защищают докторские и кандидатские диссертации.

В институте продолжаются фундаментальные научно-исследовательские разработки в области комплексного человекознания, которые интегрированы в темах: "Социальные и психологические аспекты самореализации личности в современных условиях" (науч. рук. А.Н. Шаров) и "Особенности российской полиментальности: менталитеты и их динамика" (науч. рук. В.Е. Семенов), а также комплекс прикладных исследований "Социальные проблемы молодежи и молодежной политики" (науч. рук. - А.А. Козлов и В.Е. Семёнов).

Сотрудники института постоянно занимаются изучением общественного мнения по различным проблемам, в частности, наши прогнозы выборов Президента РФ и Губернатора Санкт-Петербурга в 2000 г. оказались самыми точными в городе (рук. В.Е.Семенов и А.Н.Рождественский):*

* См. прогнозы НИИКСИ в "Санкт-Петербургских ведомостях" от 21 марта 2000 и 11 мая 2000 г.


Последующие прогнозы выборов Губернатора Петербурга (2003 г) и Президента России (2004 и 2008 гг.), сделанные сотрудниками НИИКСИ, также были высоко оценены заинтересованными организациями.

В условиях скудного финансирования приходится заниматься разнообразными маркетинговыми исследованиями, что не является задачей научного госбюджетного учреждения, в отличие от социально значимых исследований и консультирования в сфере управления (менеджмента) и социальной работы, чем также занимаются сотрудники НИИКСИ. Многие сотрудники читают лекционные курсы на гуманитарных факультетах СПбГУ и в других ведущих университетах и академиях города, осуществляют научные контакты с зарубежными коллегами.

В марте 1999 г. факультет социологии и НИИКСИ СП6ГУ образовали Учебно-научный центр социологии (УНЦС), что создало предпосылки для выхода участников этого объединения на новый, более плодотворный уровень научной и педагогической деятельности, хотя следует отметить, что многие сотрудники института уже давно и активно участвуют в педагогическом процессе на факультете, а студенты факультета проходят практику и участвуют в исследованиях и семинарах НИИКСИ. В сентябре 2000 г. сотрудники института вместе с коллегами факультета социологии приняли активное участие в организации и работе Первого Всероссийского социологического конгресса в СПбГУ, а в июне 2003 г. сотрудники НИИКСИ внесли свой весомый вклад в подготовку и проведение Третьего съезда Российского психологического общества в Санкт-Петербурге. Объединение факультета социологии и НИИКСИ на одной территории под сенью великолепного Смольного собора осенью 2002 года еще более укрепило наши взаимосвязи и общую научную и педагогическую деятельность. А с 2008 года институт вошел в структуру факультета социологии.

Краткая история основных исследований института отражена в выпусках ученых записок НИИКСИ "Человек и общество", издаваемых с 1966 года. Последние XXXI и XXXII выпуски вышли в новом формате, с единой редколлегией и с новой рубрикацией [7].

В предисловии к первому сборнику данной серии можно прочесть: "Главной задачей вновь созданного при Ленинградской университете института является комплексное изучение средствами общественных и естественных наук оптимальных условий развития общества и человека при переходе от социализма к коммунизму" (Человек и общество. Вып. 1. Л., 1966. С. 4.). Тридцатый выпуск, вышедший 35 лет спустя, в 2001 году, назывался "Наркотизм как социальная проблема". Контраст поразительный, и ныне сотрудники НИИКСИ в сущности изучают социальные условия перехода от социализма к капитализму по-российски. При этом и сами университетские ученые с начала 1990-х годов стали своеобразными "свободными художниками" за штатом, не имеющими сколько-нибудь полноценной зарплаты (50, 25, 10% от ставок).

Ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая на традиционном ежегодном расширенном заседании Ученого совета 31 августа 2005 года говорила: "Проблемы в университетской науке нарастают. Их становится все больше в связи с теми установками, которые приняты в Министерстве образования и науки. Они в том, чтобы сокращать расходы на "бесполезную" фундаментальную науку… До сих пор нет в обществе понимания роли и места именно университетской науки" (Санкт-Петербургский университет. 2005. № 19. С. 6). С этими словами нельзя не согласиться. Однако, думается, что понимания все-таки нет не в обществе, а именно в правительстве, причем нет понимания и роли "небесполезной" прикладной науки. И как вообще возможны университеты и университетское образование без серьезных научных исследований?.. Пока вопрос остается открытым. Впрочем, преобразования в СПбГУ (2007 г.), лишившие научные институты самостоятельности, являются очередным принижением значения науки в вузе. Стремление чиновников и их единомышленников в администрации вузов подчинить науку, с одной стороны, рыночным, точнее, квазирыночным отношениям, а с другой - бюрократическому формалистическому управлению, непонимание специфики процесса научной деятельности и творчества ни к чему хорошему российскую науку не приведут. Остается надеяться на традиционную непредсказуемость российского исторического пути и его зигзагов.

В начале нового века на новую стадию развития вышли исследования сотрудников института в сфере социологии молодежи, начатые еще в 60-х годах под руководством В.Т.Лисовского, одного из основателей этой отрасли социологии в нашей стране. С привлечением специалистов из других организаций по единой системной программе в 2002 и 2003 гг. по грантам Комитета по молодежной политике города проведен комплекс эмпирических исследований молодежи Петербурга [8], в которых анализировалась жизнедеятельность молодежи от проблем рождаемости и семьи до проблем образования и труда, духовно-нравственных ценностей (науч. рук. В.Е.Семёнов, отв. исполнитель С.В.Иванов). По заказу Министерства образования и науки в 2003-2007 гг. был проведен комплекс исследований феномена молодежного экстремизма (рук. А.А. Козлов), а также изучалась проблема социального здоровья молодежи [9]. В 2007 г. школа социологии молодежи НИИКСИ на конкурсной основе была поддержана правительством Санкт-Петербурга (науч. рук. В.Е.Семёнов, А.А.Козлов).


Открытие Всероссийской научной конференции "Современные проблемы Российской ментальности", посвященной 40-а летию НИИКСИ (2005г.)


Перед началом конференции "Современные проблемы Российской ментальности".


В НИИКСИ в новом столетии развивается ряд инновационных проектов. Создана новая лаборатория археологии, исторической социологии и культурного наследия под руководством канд. исторических наук, старшего науч. сотр. А.В.Виноградова (воплощение нашего с покойным проф. Г.С.Лебедевым замысла). Ее сотрудники, в частности, проводят посредством методов интервьюирования и беседы монографические исследования социального сознания и исторической памяти представителей различных социальных групп и сообществ; при помощи археологического изучения делаются попытки воссоздать ментальность древнего населения [10]. Вместе с тем, сотрудники лаборатории этнической социологии и психологии под руководством З.В.Сикевич стремятся исследовать социальное бессознательное [11], а сотрудники лаборатории социологии молодежи В.Н.Томалинцев и А.А.Козлов выстраивают новую научную дисциплину - социальную экстремологию [12]. Зав. лабораторией социальной психологии Л.А.Ясюкова с сотрудниками продолжает разрабатывать новые оригинальные подходы и методики в сфере психологического обеспечения процессов обучения и воспитания в средней и высшей школе [13], а также исследует социально-психологические проблемы правосознания российских граждан. Сотрудники лаборатории политической социологии и психологии участвуют в совместных исследованиях по комплексным проектам с коллегами с факультета филологии и искусств, посвященные изучению проблем и тенденций развития русского языка и речи [14] и института географии СПбГУ и СПб научного центра АН РАН, направленные на разработку принципов и программы экологической культуры населения [15]. Н.И.Боенко с сотрудниками и коллегами из других учреждений исследуют проблему человеческого капитала [16].


Сотрудники НИИКСИ перед началом методологического семинара. (2000г.)


Пример НИИКСИ свидетельствует об удивительной творческой мотивации российских ученых, прежде всего поколения "шестидесятников", которые плодотворно работают за более чем скромную зарплату, даже за ту, которая ниже прожиточного минимума.

После некоторых преобразований, проведенных в последнее время, в составе института функционируют следующие лаборатории:

Лаборатория социальной работы  (зав. канд. псих.н. В.А. Самойлова )
Лаборатория социологических исследований   (зав. ст.н.с., зам. директора А.Н. Шаров)
Лаборатория социальной психологии   (зав. к.психол.н., доц. Л.А. Ясюкова)
Лаборатория социологии молодежи   (зав. д.соц.н., проф. А.А. Козлов)
Лаборатория этнической социологии м психологии   (зав. Зинаида Васильевна Сикевич. )
Лаборатория политической социологии и психологии   (зав. д.психол.н. проф. В.Е. Семенов)
Лаборатория археологии,
исторической социологии и культурного наследия
  (зав. к.истор.н. ст.н.с. А. В. Виноградов)
Информационно-аналитический центр

"Аборигенам" НИИКСИ сразу бросается в глаза отсутствие в структуре института лабораторий юридических и экономических исследований. Данные лаборатории отсутствуют в настоящее время, так как в начале 90-х годов в связи с катастрофическим падением финансирования, большинство юристов и экономистов покинули институт, ибо для них открылись более перспективные возможности заработка вне науки. Естественно, невозможно осуждать их за это, так как государство поставило людей в условия невозможности обеспечить жизнь своих семей. Тогдашние руководители государства оказались незаинтересованными в глубоких социальных исследованиях, в том числе и потому, что они свидетельствовали об ошибочности пути "шоковой терапии" и прочих псевдорыночных новаций и концепций, вроде пресловутой "невидимой руки рынка", которая все автоматически наладит. С другой стороны, на проблему отказа части представителей социальных наук от служения истине в современных условиях обращает внимание В.Я.Ельмеев с соавторами [17].

При рассмотрении почти 45-летней истории НИИКСИ возникает органическое желание взглянуть на нее в более широком контексте, в русле развития отечественной социологии, и прежде всего социологии петербургской-ленинградской.

С конца XIX века в России сложились разнообразные социологические подходы, главные из которых, с точки зрения автора, можно охарактеризовать как народническо-почвеннический (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), западно-позитивистский (М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин и др.) и марксистский (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.), что по сути соответствует трем базовым российским менталитетам авторской концепции полиментальности [18]. Однако после социалистической революции 1917 г. к середине 30-х гг. вместо всех направлений русской социологии, как известно, остался один исторический материализм.

Однако, в 60-х годах прошлого века, когда в стране началось возрождение социологии (прежде всего, эмпирической), стали возникать и различные тенденции в рамках единой официальной марксистско-ленинской социологии. Так, помимо традиционного марксистского подхода возникла (конечно не афишируемая) ориентация на западную неопозитивистскую социологию, в первую очередь, на ее методологию, методы и технику эмпирических исследований. В Ленинграде такой ориентации придерживалась группа социологов под руководством В.А.Ядова, впоследствии получившая самоназвание "ленинградская социологическая школа". Представители этой группы работали, в основном, в Институте социально-экономических проблем АН СССР, а позднее в Институте социологии АН СССР (Ленинградский филиал). Заслугой этой школы, и прежде всего ее лидера, является освоение, адаптация и внедрение в отечественную практику эффективной американской методологии и процедуры эмпирических социологических исследований. Собственная концептуально-содержательная сторона исследований ленинградской школы выглядит гораздо скромнее и недостаточно эвристичной.

Традиционно марксистскую парадигму в социологии продолжали, прежде всего, ученые и преподаватели ленинградских вузов во главе с В.Я.Ельмеевым. Надо сказать, что поначалу более чем прохладно относясь к эмпирической социологии, они все-таки в конце концов взяли ее на вооружение. Главным достижением этого сообщества ученых несомненно является подготовительная работа по подготовке "почвы" для создания концепции и методики социального планирования на промышленных предприятиях, а позднее в городах и регионах, которая была непосредственно разработана учеными НИИКСИ, а в дальнейшем превратилась в своеобразную парадигму социального анализа и планирования уже за пределами института. Данная концепция объединяла марксистско-ленинский деятельностно-преобразовательный подход к социальной реальности и эмпирическую социологическую диагностику в аспекте планирования, совершенствования социально-экономических условий и человеческого коллективного фактора. Социальное планирование явилось самобытным советско-российским порождением, имевшим, безусловно, очень большое положительное значение для тогдашнего социалистического образа жизни, прежде всего, в условиях промышленных предприятий. Автор занимался этой проблематикой и наблюдал позитивную практику соцпланирования на многих предприятиях страны. Данное направление открыло широкие возможности для деятельности социологических и психологических служб на предприятиях и в организациях самых разных отраслей.

Таким образом, социологи-"почвенники" разработали и внедрили в жизнь инновационную систему социального планирования с помощью западного методического инструментария, адаптированного и внедренного социологами-"западниками". В этом и заключается диалектическая мудрость общественной полиментальности, в том числе в социальных науках.

Однако коренным изъяном в советской социологии был ее полный отрыв от русской философии и социологии XIX - начала XX веков. Только в 90-х годах, после создания в 1989 г. двух первых факультетов социологии в Московском и Ленинградском университетах, началось восстановление этой утраченной преемственности. Стараниями А.О.Бороноева с коллегами было воссоздано "Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского"; широкий интерес среди социологов возник к трудам и личности Питирима Сорокина; начались разработки в сфере российской ментальности и специфики российского общественного развития, при которых неизбежно обращение к наследию русских социологов Н.К.Михайловского и П.Л.Лаврова, к философским трудам К.Леонтьева, славянофилов (А.Хомяков и др.) и почвенников (Ф.М.Достоевский и др.), к фундаментальному труду Н.Я.Данилевского "Россия и Европа" (кстати, переизданному через 100 лет после последнего издания усилиями профессора факультета социологии СПбГУ А.А.Галактионова в 1995 г.), евразийской концепции Л.Н.Гумилёва и к русской духовно-нравственной философии (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, Н.Лосский и др.). Вместе с тем, изучая российскую ментальность (полиментальность - в терминологии автора данной статьи), неизбежно также в сравнительном плане обращение к западным источникам: работе О.Шпенглера "Закат Европы", трудам А.Тойнби и С.Хантингтона.

НИИ комплексных социальных исследований, будучи "полиментальным", как практически все современные организации и учреждения интеллектуального труда в России, все-таки в лице большинства сотрудников тяготеет к православно-российскому и генетически связанному с ним коллективистско-социалистическому (в его гуманистическом варианте) менталитетам, о чем в частности свидетельствуют обобщающие и подводящие многолетние исследовательские итоги книги В.Я.Ельмеева, А.А.Русалиновой и В.Е.Семенова [19]. Недаром в одной из статей петербургского социологического журнала "Телескоп" НИИКСИ отнесли к национальной школе социологии. Большинство из нас согласны: при всей нашей толерантности мы все-таки больше почвенники, чем западники, как и весь российский народ, впрочем, как и любой народ. Это так естественно и закономерно, и боюсь, что никакая глобализация с этим феноменом не справится.

-------------
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 2. Методика планирования социального развития коллектива промышленного предприятия / Ред. Д.А.Керимов, Е.С.Кузьмин, А.С.Пашков, В.Р.Полозов. Л., 1970; Проблемы социального планирования (Человек и общество. Вып. VII) / Под ред. Б.Г.Ананьева, Д.А.Керимова, А.С.Пашкова. Л., 1970; Ельмеев В.Я. Проблемы социального планирования. Л., 1973; Планирование социального развития коллектива предприятия / Гл. ред. Д.А.Керимов. М., 1975; Проблемы социального планирования в городе и регионе / Под ред. А.С.Пашкова, М.Н.Межевича. Л., 1976; Проблемы социального развития крупных городов (Человек и общество. Вып. XIX) / Под ред. Ю.А.Суслова, П.Н.Лебедева. Л., 1982.
3. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семёнова. Л., 1977; Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л., 1983; Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985; Никифоров А.Т., Семенов В.Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Л., 1987; Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга (Методическое руководство), СПб, 2001; Рождественский А.Н. Анализ данных в социологических и маркетинговых исследованиях. СПб, 2008 и др.
4. Образ жизни населения крупного города: опыт комплексного социального исследования (Человек и общество. Вып. XXIII) / Под ред. А.С.Пашкова. Л., 1988; Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности / Под ред. В.Е.Семёнова. Л., 1984.
5. Комплексная программа "Целевая индивидуальная подготовка специалистов 1992-1994". М., 1992; Концепция воспитания студентов вузов РФ / Ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1999; Лисовский В.Т. О молодежи и молодежной политике (Избранные произведения в 2-х т.) / Ред.-сост. А.А.Козлов. СПб., 2005.
6. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб., 1992; Россия сегодня: новые горизонты сознания / Отв. ред. В.Н.Келасьев. СПб., 1994; Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995; Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996; Социология молодежи / Отв. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1996; Зобов Р.А., Келасьев В.Н., Шаров А.Н. Человек и реформы: драма взаимодействия. СПб., 1998.
7. Социальные и ментальные тенденции в современном российском обществе (Человек и общество. Вып. XXXI) / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., 2005; Ценностно-нравственные проблемы российского общества: самореализация, воспитание, средства массовой информации (Человек и общество. Вып. XXXII) / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., 2007.
8. Положение молодежи в Санкт-Петербурге (Ежегодный доклад) / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., 2002; 2003.
9. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики / Под ред. А.А.Козлова. СПб., 2003; Молодежь и социальное здоровье / Под ред. Р.А.Зобова. СПб., 2006.
10. Голоса измайловцев (воспоминания потомков оренбургских казаков) / Сост. А.В.Виноградов, А.Плейжер. СПб., 2004; Ценностно-нравственные проблемы российского общества: самореализация, воспитание, средства массовой информации (Человек и общество. Вып. XXXII) / Под ред. В.Е.Семёнова. СПб., 2007.
11. Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное: социологические и социально-психологические аспекты. СПб., 2005.
12. Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию. СПб, 2005.
13. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб, 2003; Ясюкова Л.А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян. СПб, 2008.
14. Семёнов В.Е., Юрков Е.Е. Русская речь в современной России: тенденции развития (по результатам социологического исследования). СПб, 2004.
15. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев / Под ред. А.И.Чистобаева. СПб., 2005.
16. Человеческий капитал в российском измерении / Под ред. Н.И.Боенко. СПб., 2004.
17. Ельмеев В.Я., Долгов В.Г., Галактионов А.А. Социология в Ленинградском - Санкт-Петербургском университете: история становления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 3.
18. Семёнов В. Е. Особенности российской полиментальности в контексте развития страны // Общество и социология: новые реалии и новые идеи / Отв. ред. В.В.Василькова, В.В.Козловский, Н.Г.Скворцов. СПб., 2002.
19. Ельмеев В.Я. Социальная экономия труда. СПб, 2007; Русалинова А.А. Проблемы промышленной социальной психологии. Избранные труды. СПб, 2009; Семенов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб, 2008.

   
УНИ    


191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 9 подъезд. Тел./факс: +7 (812) 274-08-97 Факс: +7 (812) 274-13-67